Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 "Солнышко"

Эколого-краеведческий проект "Наша река Теша"

 

 

Эколого-краеведческий проект

«Наша река Теша»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-информационный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, социальные партнёры (специалисты музея, библиотеки)

Образовательные области: коммуникация, познание, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Актуальность темы

Основной источник впечатлений дошкольников- их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить взгляды человека на окружающее представление необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В нашем городе протекает река Теша. А что мы знаем о ней? Предварительный опрос показал низкие результаты. Так родилась идея создания проекта, через который мы разрешим нашу проблему.

Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке рядом с которой они живут. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: подвижные, дидактические, настольно - печатные,

Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Теша, но и ставятся задачи конкретной помощи реке, которые решаются: коллективно с группой и воспитателем, с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

 

Цель: Создание условий для ознакомления детей с рекой Тешей, через игры, занятия, экскурсии, чтения художественной литературы, различные конкурсы и задания.

 

 

Задачи проекта:

- воспитание любви, чувства патриотизма к своей малой родине, а именно к реке Теша

- воспитывать чувство сопричастности к делу, помощи речке, ответственности за родную реку

-формировать осознанно-правильное отношение к природе.

- формировать у детей четкие представления о реке Теше

- учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки;

- учить творчески подходить к решению проблем;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас,

 

Методы и приемы:

Чтение художественной литературы,  беседы, игры, занятия, различные конкурсы, нод, экскурсии, показ иллюстраций, совместная деятельность, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями.

 

Этапы работы над проектом

1-этап - подготовительный.

-Подбор и изучение краеведческой, педагогической, детской литературы, фотографий.

-Подготовка природного материала для деятельности детей.

-Анкетирование «Что мы знаем о реке Теше? » (родители и дети) .

-Подготовка родителей к работе над проектом.

-Пополнение предметно-развивающей среды.

-Провести беседу по следующим вопросам:

·                     Для чего нужны реки?

·                     Кто такие экологи?

·                     Как нужно себя вести около рек?

·                     Как содержать в чистоте реки?

·                     Что нужно делать, чтоб реки не зарастали?

·                     Большая и маленькая река.

·                     Какие рыбы живут в реках нашего края?

-В книжном уголке расставить иллюстрации по экологии, картинки с изображением рек.

Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

 

2-этап – основной

1.Экскурсии на речку (в разное время года: зимой и весной)

2.Экскурсия в краеведческий музей.

3. Презентация (специалист из библиотеки)

4. Занятия познавательного цикла

Занятия по ознакомлению с окружающим на темы:

* «Вода в жизни человека»

цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни

человека, рассказать об источниках питьевой воды, дать

представление о некоторых видах природных водоёмов. Развивать

социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

* «Волшебница вода» .

Цель: познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными  явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т. д) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения ; учить понимать бережного отношения к воде как к природному ресурсу.

*«Кто живет в реке»

Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

*«Что растет в воде.»

Цель: познакомить детей с некоторыми видами водных растений, и их особенностями, приспособленностью к жизни в водной среде.

5.Чтение художественной литературы

Б.Заходер «Что случилось с водой», «Течет река».

Н.А.Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку»

А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Загадки и стихи о воде.

6. Опыты с водой :«У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Опыты со снегом: «Свойства воды».

Цель: сравнить свойства воды, снега, льда, выявить особенности их взаимодействия.

«Куда делась вода» (выявить процесс испарения)

«Лед-это тоже вода», «Лед легче воды»

7.Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают».

8.Продуктивная деятельность: рисование «Река зимой», «Река весной», лепка «Рыбы», аппликация «Рыбки в аквариуме».

9. Подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной».

10.Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Моряки, рыбаки».

11. Пальчиковые игры на тему «Рыбы и водные обитатели».

12.Дидактические игры:

- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке хорошо, а что плохо;

- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки или рыбы, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки найти 5 – 10 различий;

- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением рыб и одну, например, морскую.

13.Акция «Чистый берег»

Цель: внести посильный вклад в наведении чистоты на берегу речки, познакомить с тем к чему приводит такое потребительское отношение к природе.

14.Работа с родителями: составление творческих  рассказов, сказок о воде.

 

 

3-этап - Заключительный

Оформление альбома «РекаТеша» с детскими рисунками,

фотографиями и сказками.

Фотовыставка «Гуляем, наблюдаем, познаём» .

Презентация.

Праздник.

Вывод:

Анализ проведённой проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средство выражения и развития творческих способностей.

Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

ЛИТЕРАТУРА

Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.

О.А.Скоропулова  Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода»  Москва 2008г.

С.Н.Николаева  Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л.Н.Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.

О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера»,2005г.

Н.А.Рыжова Волшебница-  вода. М., Линка- Пресс, 1997г

Интернет ресурсы

Дата последнего обновления страницы 27.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»