Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 "Солнышко"

Программа развития

 

ПРИНЯТА                                                                 УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом                                         Заведующий МДОУ д/с №6

Протокол №2                                                        ___________  /С.А.Марушкина/

«17» декабря 2010 г.                                                 Приказ № 34

                                                                                    «18» декабря 2010г.                                                                                                              

 

 

                                                                         

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального дошкольного образовательного учреждения Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида

на 2010 – 2015 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Авторы:

                                                                 Марушкина С.А. – заведуюший МДОУ

                                                                 Майорова Г.Ф. – старший воспитатель

                                                                

 

Лукоянов

2010

 

 

1.      Паспорт программы развития МДОУ

     Лукояновский детский сад  №……………………………………                                3                                                                                                                                  

2.      Информационная справка о МДОУ

     Лукояновский  детский сад № 6……………………………………                             6              

2.1. Общие сведения …………………………………………………                                6            2.2. Структура ДОУ………………………………………………….                                 7

      2.3. Характеристика семей (социальный паспорт семей) ………………..                      7    

      3. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного

      процесса ДОУ……………………………………………………………………               8

     3.1. Материально-техническое обеспечение………………………………….                 8

     3.2. Программно-методическое обеспечение…………………………                            11               

      3.3. Кадровое обеспечение…………………………………………….                            13

      4. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа………    14

      5. Концепция развития ДОУ………………………………………….                             16

5.1. Оценка потенциала развития ДОУ……………………………

5.2. Цели и задачи программы развития ДОУ……………………

5.3. Сроки и этапы реализации Программы развития ДОУ……..

5.4. Система ресурсного обеспечения Программы развития ДОУ

5.5. Ожидаемые результаты, критерии оценки и показатели социально-экономической эффективности Программы развития ДОУ

  6. Стратегия развития ДОУ…………………………………………..

6.1. Основные принципы Программы развития ДОУ………….

       6.2. Механизм реализации Программы. Перечень мероприятий

 

  7. Модель управления реализацией Программы. Система организации

      контроля за выполнением Программы

 

   8. Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию Программы    

       развития ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Паспорт программы развития МДОУ Лукояновский

детский сад №6 комбинированного вида

 

Наименование программы

Программа развития муниципального дошкольного МДОУ Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида  на 2010-2015 годы

 

Основание для разработки

·       Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1

·       Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005г. № 1340-р

·       Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803

·       Приоритетный национальный проект «Образование»

·       Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. № 1756-р и изложенная в Приложении к приказу Минобразования России от 11.02.2002

·       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом РФ 04.02.2010г. Пр-71

·       Комплексная областная целевая программа развития образования Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 28.07.2005г. № 1528-III

·       Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 12.09.2008г. № 666

·       Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655

 

Заказчики программы

·       Отдел образования Лукояновского муниципального района Нижегородской области

·       Родители и дети, посещающие ДОУ

социальные партнеры ДОУ

 

Разработчики Программы

Марушкина С.А. – заведующий ДОУ первой квалификационной категории

Майорова Г.Ф. –  старший воспитатель первой квалификационной категории

Колдунова А.И. – психолог высшей квалификационной категории

 

Миссия ДОУ

Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Цель Программы

 

Создание  новой адаптивной модели, ориентированной на полноценное развитие личности/

Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Задачи Программы

1. Повышение  конкурентоспособности учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования, реализация  программы «В мире друзей».

 

2. Повышение  качества воспитания и образования в ДОУ.

3. Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.

4. Совершенствование материально-технического и программного обеспечения.

5. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности.

6. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап – организационно-подготовительный (2010-2012г.г.)

Включает:

-  оформление Программы развития ДОУ;

-  разработку и апробацию  модели МДОУ;

2 этап – основной (2012-2014г.г.)

Включает:  

- внедрение новой  адаптивной модели, ориентированной на полноценное развитие личности;

- пополнение  предметно-развивающей среды групп и помещений ДОУ;

- осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы

3 этап – итоговый/результативный (2014 – 2015г.г.)

Включает:

-мониторинг эффективности реализации программы; 

- подведение итогов работы по реализации программы развития ДОУ;

- разработку Программы развития ДОУ на последующий период/

Источники финансирования Программы

Бюджетные средства,

внебюджетные средства:

- родительская плата

- спонсорская помощь

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

·        Повышение  конкурентоспособности  детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития:

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг для разных категорий заинтересованного населения (до 4 новых дополнительных образовательных услуг для детей  дошкольного возраста);

- разработка и реализация дифференцированных  коррекционных программ, для детей с особыми образовательными потребностями (коррекционная программа для детей с нарушениями речевого развития);

- высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы.

  • повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;
  • внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
  • улучшение состояния здоровья детей способствует повышению качества их образованию;

·        обновление материально-технической базы ДОУ;

·        рост финансирования за счет внебюджетных средств;

  • доступность системы дополнительного образования;
  • качество сформированных ключевых компетенций способствует успешному обучению ребёнка в школе;
  • повышение качества образования дошкольников, расширение доли внебюджетного финансирования.

Система организации контроля за выполнением Программы

Постоянный контроль за выполнением Программы осуществляет отдел образования Лукояновского муниципального района Нижегородской области, общее собрание трудового коллектива ДОУ, Педагогический совет, администрация ДОУ, родительский комитет ДОУ.

Способом информирования общественности являются информационные стенды и сайт ДОУ/

 

Стратегическая цель программы:  создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровьеформирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход  ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства,  мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве. Детский сад с приоритетами в  познавательно-речевом и социально-личностном  направлении, осуществляющий коррекцию нарушений речевого развития детей дошкольного возраста должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это находит отражение в тактических целях развития учреждения:  

1.      Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.      Модернизация систем управления образовательной, инновационной  деятельностью учреждения.

3.      Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума.

           

Основное предназначение программы.

        Разработка программы развития МДОУ Лукояновский детский сад №6 комбинированного вида   предполагает:

- определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ комбинированного вида, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ;         

- построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья,  на оказание качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения речевого развития;

- определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения;

- формирование сбалансированного нормативно-правового, научно-методического, кадрового, коммуникативного,  финансового, правового, методического обеспечения, соответствие с целями и действиями деятельности ДОУ;

- обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной и коррекционной деятельности ДОУ.

2. Информационная справка.

Полное название: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Лукояновский детский сад № 6 комбинированного вида. Учредителем ДОУ является Администрация Лукояновского района Нижегородской области.

Юридический и фактический адрес:

 607800, Нижегородская область, г.Лукоянов, пл.Мира, дом 7, телефон (883196) 4-19-83

 

Учреждение функционирует с 1992 года расположено в отдельно стоящем здании,  двухэтажное, выстроенном по специальному проекту на 180 мест,  имеет прилегающую территорию, оборудованную различными участками.

Учредитель детского сада: Администрация Лукояновского района Нижегородской области.

Лицензия  Министерства образования Нижегородской области серия 52 № 002113, регистрационный № 9704 от 05.12.2011 года.

Свидетельство о государственной аккредитации серия ДД 017161, регистрационный № 704 от 30.12.2010 г.

Лицензия  Министерства здравоохранения Нижегородской области  № Ло-52-01-002851 от 06.02.2013 г.

Проектная мощность – 180 мест.

Фактическая наполняемость  - 166 детей                                                                                                                                                             МДОУ функционирует в режиме 5-ти дневной рабочей недели, длительность работы -10,5 часов (с 7.15 до 17.45).

МДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

           

2.1. Структура дошкольного учреждения.

 

В дошкольном учреждении функционирует 9 групп, из них:

I младшая группа – 2, 2 младшая группа – 2, средняя группа – 1, старшая группа – 1, подготовительная группа – 2, логопедическая группа – 1.

Количество детей, посещающих дошкольное учреждение, составляет в среднем 166 человек. Средняя наполняемость в группах общеразвивающей направленности: от 1 года до 3 лет - 20 детей; от 3-7 лет – 20 детей;  в группе компенсирующей направленности (для детей с общим  нарушением речи) – 10 детей.

 2.2. Социальный паспорт семей воспитанников:

Общее количество семей – 166;   

из них:   полных – 125;

неполных – 41;

многодетных –3 12 – 18одителями-е;

опекунство – 3;

Социальный состав семей:

служащие – 163;

интеллигенция – 12;

рабочие – 109;

предприниматели – 13;

безработные – 6;

всего родителей - 291

Образовательный уровень родителей:                                                     

 высшее образование – 104;                                                                                 

 средне-специальное  – 165;                                                                               

 среднее образование– 18;

  9 классов – 4

                          Потребности учредителя и семей воспитанников.

            Качественная систематическая работа с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития дошкольников, поддержанием и укреплением их физического и психического здоровья, оказанием квалифицированной коррекционно-образовательной помощи детям с отклонениями в речевом развитии.

-Обеспечение непрерывности образования, воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

-Подготовка воспитанников к обучению в школе.

-Формирование основ здорового образа жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих и здоровьеформирующих  технологий в образовательный процесс.

-Интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие ребенка в условиях развивающего взаимодействия взрослого и ребенка.

 

 

3. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса ДОУ

3.1 Материально-техническое обеспечение

 

              Участок вокруг здания озеленен на 90%, имеется спортивная площадка, девять игровых площадок с теневыми навесами, цветники, огород, экологическая тропа. Дошкольное учреждение:  здание соответствует требованиям техники безопасности, Госпожнадзора и Госпотребнадзора. Ежегодно проводится частичный декоративный ремонт внутренних помещений. Был проведен   капитальный ремонт крыши,  водопровода, сантехники.  В 2008 году была заменена  пожарная сигнализация. Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием.

Модель образовательного пространства МДОУ Лукояновский детский сад №6:

 

Базовые компоненты

Объекты

Учебно-методический комплекс

-       кабинет заведующего;

-       методический кабинет (старший воспитатель);

-       кабинет педагога-психолога;

-       кабинет логопеда;

-       кабинет английского языка;

-       компьютерный класс;

-       музыкальный зал;

-       спортивный зал;

-       сенсорная комната;

-       зимний сад;

-       изостудия;

-       театральная комната.

Комплекс обеспечения жизнедеятельности ДОУ

-       кабинет завхоза;

-       пищеблок (горячий цех; заготовочный цех; цех готовой продукции; склад для сыпучих продуктов; склад продуктов);

-       электрощитовая;

-       прачечная (постирочная, гладильная);

-       подсобные помещения

Оздоровительный профилактический комплекс

-       медицинский блок (кабинет старшей медсестры; изолятор; процедурный кабинет);

-       фитобар;

-       физкультурно-оздоровительные центры в группах;

-       спортивная площадка на территории Учреждения;

-       физкультурный зал;

-       экологическая тропа.

 

Обогащение предметно-развивающей среды осуществляется в дошкольных группах по двум направлениям – микро- и макросреда.     Развивающая микросреда – ближайшее окружение ребенка – группа, где он находится продолжительное время. При ее создании мы учитывали общие дидактические принципы: доступность, динамичность и эргономичность. В группах созданы условия для физического развития и оздоровления ребенка. В центре познавательного развития представлены развивающие игры, строительный материал, модули, конструкторы, мозаики. В группах широко отражен блок природоведческого содержания, который включает в себя - уголок природы, различные модели, игры, лаборатории. Среда в группе стимулирует разнообразную творческую деятельность ребенка: в центре творчества, в доступном месте находятся материалы для занятия изобразительным искусством, художественно-ручным трудом. Для развития театрализованной и музыкальной деятельности представлены различные виды театров, уголок ряжения, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.  

Макросреда насыщена природоведческим содержанием и включает в себя функциональные помещения и ландшафтные объекты на территории. Создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей идет в комплексе с постоянным мониторингом состояния здоровья, что позволяет определить приоритеты в выборе содержания предметно-развивающей среды.

Контакты

       В центре города, где расположено дошкольное учреждение, также имеется ряд ДОУ. Однако наполняемость нашего дошкольного учреждения достаточно высока. Это объясняется наличием сохранной материальной базы, нетрадиционным набором оздоровительных и образовательных услуг. Есть основания считать наше ДОУ конкурентоспособным, занимающим прочное место на рынке образовательных услуг. Рядом с дошкольным учреждением располагаются поликлиника, педагогическое училище, основная средняя школа № 1, начальная базовая школа, Районный Дом культуры, центральная библиотека, музыкальная школа, Дом детского творчества. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы, осуществлению сотрудничества с педагогическими коллективами. Сотрудничество с учреждениями образования позволяет систематически повышать уровень профессиональной квалификации педагогов, получать необходимые консультации и современную информацию по проблемам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Взаимодействие с МОУ СОШ №1 осуществляется в плане посещения воспитанниками экскурсий,  организована работа с родителями будущих первоклассников. Сотрудничество со спортивной и музыкальной  школой позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности  (через посещение воспитанниками ДОУ кружков и секций).

        Просмотр спектаклей выездных театров на валеологическую тематику (развитие культурно-гигиенических навыков, профилактика гриппа), тематику по ОБЖ (ознакомление с правилами дорожного движения и пожарной безопасности) позволяет разнообразить методы работы с детьми. Специалисты учреждений здравоохранения обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников ДОУ, проведение мониторинга уровня здоровья детей. Это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по организации физкультурно-оздоровительной, коррекционной работы, осуществлению сотрудничества с педагогическими коллективами. Взаимодействие с ними, а также с другими учреждения образования, здравоохранения,  культуры и спорта  осуществляется на основе договоров о сотрудничестве.

        

Характеристика достижений ДОУ, конкурентное преимущество.

 Наш д/с является активным участником всех мероприятий районного и  областного уровня:

-  участие в региональной   научно-практической  конференции «Межэтническая толерантность и профессиональная культура педагога как условие социализации личности воспитанника» - выступление педагогов с презентацией;

- участие  в областном конкурсе «За умный мусор» получили благодарность Областного  экологического центра «Дронт»;

- участие в районной  сельхозярмарке  ко Дню района -  1 место;

- легкоатлетический пробег на приз газеты «Лукояновская правда» - 2 место;

- участие в районных спортивных соревнованиях «Веселые старты»;

- участие в областном этапе Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку экологического образования  в дошкольных учреждениях – 3 место;

- участие в областном конкурсе рисунков «Вода – ресурсы»;

- участие в районном конкурсе «Воспитатель года» -  1 место;

- участие в лыжной гонке, в спартакиаде женских трудовых коллективов – 2 место;

- участие в районном конкурсе  на лучшую масленицу (1 место);

- участие в областном  конкурсе рисунков «Культура обращения с отходами».

Разнообразие видов деятельности, высокая квалификация педагогических и медицинских кадров, выгодное территориальное расположение позволяют детскому саду выполнять социальный заказ, а мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития -  успешное обучение в школе показывает, что с данной задачей коллектив справляется  успешно.

3.2. Программно-методическое обеспечение

Содержание образовательного процесса определяется реализуемыми образовательными программами:

Комплексная программа:  

«Развитие» Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко

Парциальные программы:

«Программы  воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

«Кроха» под редакцией Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. 

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина,  О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева,

«Гармония» К.В.Тарасова.

 «Юный эколог» С.Н.Николаева.

«Занятия по развитию речи в детском саду» О.С.Ушаковой.

 «Математика для дошкольников» Е.В.Колесниковой.

«Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазыриной.

Коррекционные  программы:

«Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР»  (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»  (автор Г. А. Каше).

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» (автор Н.В. Нищева) – старшая и подготовительная группы для детей с нарушениями речевого развития.

Дополнительные образовательные услуги:

Кружок «Друзья природы», «Вдохновение», «Happy Englich», «Эрудит»

Направления дополнительных образовательных услуг, оказываемых специалистами учреждения, определены в соответствии с запросами родителей воспитанников. Бесплатные образовательные услуги оказываются в учреждении на договорной основе (договор с родителями (законными представителями).

Комплексной программой является программа Л.А.Венгера “Развитие”, которая направлена на развитие умственных и творческих способностей детей. Основным условием развития личности детей является наличие привлекательных видов деятельности, предоставление возможности проявить инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей. Подлинное сотрудничество взрослого с детьми реализуется в новых формах построения развивающих занятий. Так, на одних занятиях взрослый вместе с детьми находит решения поставленной задачи, а на других помогает в организации совместной деятельности детей.                    

Наряду с программой Л.А.Венгера “Развитие”  используются программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. На высоком уровне проводится коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, которая  позволяет варьировать способы и формы их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений – как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом. При проектировании развивающей среды учитывались и ее динамичность. Дети хотят чувствовать себя в группе, как дома, поэтому в интерьере групп есть легко трансформируемые элементы, сохраняющие при этом общую смысловую целостность.

В ДОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально. Организация работы по подгруппам на многих занятиях позволяет уделять необходимое время каждому ребенку, учитывая его возможности. Большинство занятий проводится в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, за мольбертами, сидя на ковре и т.п. Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Большое внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предложения. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

        Результативность работы по программам и технологиям отслеживается с помощью регулярной диагностики, которая проводится на начало и конец учебного года. Ее данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей умственного и физического развития  детей.

 

3.1 Уровень усвоения комплексной программы «Развитие»

 

Виды деятельности

2006-2007

2007-2008

2008-2009

Введение в звуковую действительность

87 %

89 %

91 %

Развитие математических представлений

88 %

87 %

92 %

Конструирование

85 %

87 %

91 %

Ориентировка в пространстве

89 %

93 %

95 %

Развитие логического мышления

86 %

88 %

93 %

Художественная литература

89 %

94 %

96 %

Сенсорное развитие

95 %

96 %

98 %

Ознакомление с окружающим миром

89 %

92 %

96 %

Изодеятельность

95 %

97 %

98 %

Игра

90 %

91 %

93 %

Развитие экологических представлений

95 %

98 %

99 %

 

Динамика качества образовательного процесса, коррекционной и оздоровительной работы:

  • Анализ качества образовательной работы

          2006-2007 уч.г.- 90 % детей

          2007-2008 уч.г. – 92 % детей

          2008-2009 уч.г. – 95 % детей

  • Анализ результатов коррекционной работы (выпущено с чистой речью)    

          2006-2007 уч.г.- 80 % детей

          2007-2008 уч.г. – 84 % детей

          2008-2009 уч.г. – 85 % детей

  • Показатели эффективности оздоровления:

         2006-2007 уч.г.- 85 % детей

         2007-2008 уч.г. – 88 % детей

          2008-2009 уч.г. – 87 % детей

3.3. Кадровое обеспечение

Укомплектованность кадрами на 100%.

В МДОУ  работает 25 педагогов

Из них: заведующая -1, старший воспитатель -1, логопед -1, психолог -1, инструктор по Физической культуре -2, музыкальный руководитель-1, воспитатели -14, ПДО -4.  

 Образовательный уровень педагогических кадров:

·        с высшим образованием – 21 человек;

·        со средним специальным – 4 человек;

·        2 человека обучается в пединституте.

·        курсы повышения квалификации прошли – 20 человек;

·        высшая квалификационная категория – 1 человек

·        I квалификационная категория  - 19 человек;

·        II квалификационная категория – 3 человека;

·        Без категории – 2 человека.

 

Педагогический стаж:

·        до 5 лет – 2 человека;

·        5-10 лет - 2 человека;

·        10-15 лет – 3 человека;

·        15-25 лет – 5 человек;

·        свыше 25 лет – 13 человек.

Основу коллектива составляют специалисты с высшим и средним профессиональным образованием.

Следует отметить, что на сегодняшний день идет активная работа по повышению образовательного ценза педагогических работников, а также работа по повышению уровня их квалификации как внутри ДОУ (систематическое проведение для педагогов консультаций, обучающих семинаров, педагогических советов, организация самообразования), так и с помощью прохождения курсовой подготовки и прохождения профессиональной переподготовки.

        В связи с обновлением коллектива (2 воспитателя) не аттестованы. На перспективу в 2010/11 учебном году все педагоги будут аттестованы.  Анализ кадрового обеспечения ДОУ показывает, что уровень квалификации педагогических работников высок, социально-психологический климат благоприятен, что позволяет выполнять социальный заказ. Педагогический коллектив мобилен, с высоким уровнем сплоченности, объединен едиными целями и задачами.

           

  1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 

      Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:  

1. Обновление образовательных стандартов.

2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ.

3. Развитие воспитательского  потенциала.

4. Здоровье дошкольников.

        Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

        Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая  часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своём ребёнке; 43 % - хотели бы больше узнать о воспитании ребёнка в семье; более половины - заинтересованы в усовершенствовании своих умений в области изучения личности ребёнка и практики семейного воспитания.

     Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость введения дополнительных образовательных услуг так же предусмотрена в обновленной Программе, так как  дети  должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они накапливая эмоционально - чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

        Исходя из выше сказанного, Программа развития  отражает приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.

      Таким образом, период до 2015 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.

        Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа  необходимость разработки программы развития  МДОУ на период 2010 -2015 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.

       Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо изменить подход к образовательному процессу.

Для этого требуется:

- расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;

-      разработка и внедрение новых педагогических технологий;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ;

-     социально-личностное воспитание детей.

         Актуальность создания  данной Программы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  которые желают  поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.

    Таким образом, проблему, стоящую перед МДОУ детский сад №6, можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.

4. Концепция программы развития

         Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств  для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.

          Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность корректировки   программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:

- введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;

- изменение стратегии развития системы образования «Наша новая школа».

 

        Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет основные направления развития общего образования, в числе которых:

- Переход на новые образовательные стандарты – требования о том, какими должны быть образовательные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в образовательном учреждении для достижения этих результатов. Новый стандарт предусматривает дополнительную занятость: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

- Развитие системы поддержки талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных детей в каждом образовательном учреждении.

- Совершенствование учительского корпуса через систему моральных и материальных стимулов поддержки.

- Сохранение и укрепление здоровья детей. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – все это будет влиять на улучшение их здоровья.

Необходимость выстраивания преемственности между дошкольным и школьным образованием позволяет нам адаптировать основные положения, изложенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», к условиям ДОУ и использовать их в процессе разработки и реализации Программы развития ДОУ.

     Введения программы развития системы образования,  целью которой является совершенствование системы дошкольного образования района в контексте новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования и в соответствии с социальными ожиданиями, образовательными запросами детей и родителей.

          Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным и потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности МДОУ  по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же  создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательно – образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель  взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала.

          Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития МДОУ  направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

         В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:

Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым

Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими

Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации

Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)

Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам

Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Исходя из всего вышесказанного,  концептуальными направлениями развития деятельности МДОУ Лукояновский  детский сад №6 служат:

  • Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной  на формирование ключевых компетенций дошкольников;
  • Использование здоровьесберегающих технологий;
  • Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности;
  • Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
  • Введение дополнительных образовательных услуг;
  • Укрепление материально – технической базы МДОУ.

Руководствуясь законом РФ «Об образовании»,  Типовым положением о дошкольном образовании, Концепцией дошкольного воспитания,  Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:

  • Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.
  • Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда.
  • Радикальное изменение организации предметно - развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального заказа родителей
  • Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение интеграции различных видов деятельности
  • Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей  специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
  • Дифференциации и интеграции предусматривает целостность и единство всех систем учебной деятельности и решение следующих задач:

- Психологическое и физическое здоровье ребёнка.

- Формирование начал личности.

- Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.

- Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

- Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случаи процесс познания протекает как сотрудничество.

- Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

В детском саду образователь­ный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевре­менное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой ак­тивности, гуманного отношения к окружающим, становле­ние личностной позиции, получение ребенком качественно­го образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.

Проектирование личностно-ориентированной образова­тельно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базо­вых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный про­цесс с социокультурным окружением, задают ориентиры раз­вития образовательного учреждения в оптимальном направ­лении.

Ведущими ценностями при разработке кон­цепции для нас стали: ценность здоро­вья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком.

Ценность здоровья  - требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического),  приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.

Ценность  развития  - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбо­ра готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность детства – акцентирует внимание на том, что детство – это неповторимый, самоценный  и отличающийся от взрослого период жизни,  особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием,  открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Спе­цифика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также со­здания условий для взаимодействия и взаимообогащения дет­ского и взрослого миров.

Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования  и источник обновления образовательной системы.

Основными целевыми установками ДОУ должны стать:

·        разработка и реализация комплексной образовательной программы, обеспечивающей равные стартовые возможности для всех детей раннего и дошкольного возраста, в общеразвивающих группах;

·        создание оптимальных условий для дифференциации и  индивидуализации образовательного процесса посредством организации комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ и их родителей (комплексная диагностика, введение портфолио дошкольника);

·        максимальное удовлетворение потребностей заинтересованного населения в новых формах дошкольного образования; расширение перечня дополнительных услуг за счет наиболее полного учета оздоровительно-образовательного потенциала социума;

·        достижение высокого качества образовательной услуги за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ, укрепление межведомственных связей учреждения, подведение образовательного процесса под научные основы, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы организации образовательного процесса в режиме развития).

Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

1.      Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями.

2.      Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости.

3.      Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация  различных по содержанию современных комплексных и  парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ комбинированного вида) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).

 

В основе концепции развития  ДОУ как адаптивной модели до­школьного образовательного учреждения лежит возможность:

·                 ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;

·        комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной, коррекционной и реабилитационной работе;

·        вариативного набора разноуровневых программ для детей с учетом их индивидуальных личностных особенностей и резервных возможностей;

·        интеграции детей с различным состоянием здоровья,  уровнем раз­вития, степенью адаптированности к ДОУ в условиях дифференцированных микрогрупп для достижения максимального качества образовательного процесса;

·        создания целостной системы, в которой все этапы работы с ре­бенком, были бы взаи­мосвязаны.

            Эта система представляется в виде цепи: комплексное обследование; заполнение индивидуальной карты здоровья и развития; разработка и реализация индивидуальной программы с рекомендациями для воспитателей, специалистов и родителей; индивидуальная  или дифференцированная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания; систематический анализ с обоснова­нием рекомендаций для дальнейшего воспитания, обучения и оздоровления ребенка.

  

Миссия дошкольного учреждения.

Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Модель педагога детского сада (как желаемый результат).

Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях важное  значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения взрослого ребенка. Проанализировав стиль общения  педагогов учреждения с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них (89%), приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):

1.Профессионализм воспитателя:

·        имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;

·        владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;

·        свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровьесбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;

·        владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;

·        умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;

·        владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;

·        проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;

·        умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;

·        стимулирует активность детей на занятии, их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала. Широко практикует активные формы обучения;

·        владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.

2. Проявление организационно-методических умений:

·        использует в работе новаторские методики;

·        включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию  их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;

·        владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.

3. Личностные качества педагога:

·        четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований;

·        имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;

·        обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью; тактичностью;

·        владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личностное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;

·        обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;

·        креативен;

·        воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;

·        развивает коммуникативно-адаптивные механизмы  своей личности и личности ребенка  с целью успешной интеграции в социуме;

·        ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.

 

            Эталонная модель выпускника дошкольного учреждения (как желаемый результат).

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования.

Модель разработана для детей в возрасте 7 лет, поступающих в школу.

Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:

·        здоровье  - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;

·        коммуникативная компетентность - умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;

·        физическая компетентность - осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;

·        интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения  поставленных задач, умение прогнозировать результат;

·        креативность - отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;

·        любознательность - исследовательский интерес ребенка;

·        инициативность  и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;

·        ответственность - обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы;

·        произвольность - соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными сформированными у него представлениями, правилами и нормами.

 

Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.

Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.

         Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат).

 Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад,  имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2 мес. до 7 лет, их социализации и самореализации.

Перспектива новой модели учреждения предполагает:

·        эффективную реализацию комплексной программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;

·        обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;

·        личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;

·        расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;

·        обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования;

·        четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;

·        усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса;

·        принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения;

·        высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения   сферы образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям микрорайона.

 

Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития

Приложение

Задачи и процедуры по внедрению программы

«В мире друзей»

Для реализации общего замысла концепции  предполагается организовать работу творческих групп, деятельность которых будет направлена на локальную апробацию программ и технологий. Учитывая полученный на предшествующем этапе опыт образовательной деятельности, коллектив ДОУ считает необходимым углубление работы по эмоционально-личностному развитию дошкольников путём включения в образовательный процесс нового варианта программы «В мире друзей» Е.В.Котовой.

Основой построения программы является вопросы личностного развития:

·        создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

·        осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, как есть;

·        развитие навыков совместной деятельности, общения.

         В деятельности ребёнка условно можно выделить четыре мира: природный,  рукотворный,        мир людей и мир собственного «Я». Признание приоритетом развитие личности, самосознания ребёнка, требует пересмотра содержания образовательного процесса.

Учитывая эти особенности, программа поэтапного эмоционально-личностного развития ребёнка-дошкольника представила следующие разделы:  «Я», «Я и другие». Эмоционально-аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отраженная в речи, является основой осознания и развития  «Я-концепции» личности ребёнка.

Планируется осуществление следующих этапов:

- включение данной программы в образовательный процесс;

- подготовка педагогического коллектива к освоению новой программы на методических семинарах, организуемых по данной проблематике;

- анализ содержания развивающей среды, среды как части детской субкультуры, среды как части собственного «я»;

- установление методом диагностики соответствия между внедряемым содержанием программы «В мире друзей» и уровнем эмоционально-личностного развития дошкольников во всех возрастных группах;

- прослеживание динамики развития самосознания, творческого мировосприятия у детей среднего и старшего возраста с целью осуществления коррекции программы и поиска  возможных условий для ее использования в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

Характеристикой  предполагаемых изменений  по итогам реализации концепции программы развития может служить:

- обеспечение конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг;

- осуществление управления ДОУ на основе современных методов маркетинга и менеджмента;

 - развитие социально-адаптивной, творческой личности ребенка.

 

Этапы реализации программы « В мире друзей»

2010/11 уч. г.

  • Организация творческих групп.

·        Обсуждение на педсовете положения о творческой группе, выборы членов творческой группы.

  • Утверждение плана работы творческой группы.

·        Организация научно-методической службы, разработка и утверждение ее функционала.

  • Утверждение плана работы научно-методической службы.

·        Отбор содержания образования и методов для реализации программно-методического обеспечения.

  • Изучение программы «В мире друзей» членами творческой группы.

·        Проведение семинара для воспитателей и родителей по ознакомлению их с содержанием и целями новой парциальной программы.

·        Составление сметы расходов на текущий период для приобретения учебно-дидактического и методического материала, а также выделение средств для материального стимулирования сотрудников.

·        Моделирование содержания локальной среды по программе «В мире друзей» в группах детей с недоразвитием речи.

·        Апробация форм организации жизнедеятельности детей в условиях интегрированной среды во всех возрастных группах.

2011/12 уч. г.

·        Разработка программы совместных действий совета специалистов, научно-методической и медико-психологической службы, творческих групп.

·        Подготовка, обсуждение и утверждение на педсовете программы координации связи с  общественностью и различными социальными институтами детства.

·        Выработка программы открытия новых образовательных услуг на бюджетной основе для детей, не посещающих детский сад, и их родителей.

·        Подготовка материалов для использования в средствах массовой информации с целью изучения спроса родителей на услуги, предоставляемые в ДОУ.

·        Ознакомление и локальное включение в образовательный процесс, предлагаемый в программе «В мире друзей».

·        Проведение семинаров-тренингов для педагога ДОУ с целью освоения ими социально-адаптивных технологий.

·        Диагностика достижений педагогов и детей в условиях использования социально-адаптивных технологий.

·        Обучение заведующего и старшего воспитателя с целью получения квалификации «Менеджер образования».

  • Разработка программы стратегического менеджмента.

2012/13 уч. г.

·        Изучение рекомендаций и модернизация развивающей среды в группах согласно внедряемой программе «В мире друзей».

·        Приобретение методических и дидактических пособий и материала для обогащения материально-технической среды в группах, методическом и логопедическом кабинетах.

·        Анализ качества образовательной деятельности педагогов-кандидатов для перевода их на режим самоконтроля и доверия.

·        Создание программы педагогической поддержки дошкольников с проблемами в эмоционально-волевом развитии на основе художественно-эстетической деятельности.

·        Разработка программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с проблемами в речевом развитии.

·        Организация клуба для родителей с целью обмена опытом семейного воспитания.

·        Оказание разнообразных форм психологической помощи родителям: консультации, тренинги, телефон доверия, журнал для родителей и др.

·        Определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних обстоятельств деятельности ДОУ:

- анализ окружения и внутреннего потенциала организации;

- определение миссии и ключевых целей;

- разработка стратегии развития.

  • Определение конкретных стратегий деятельности ДОУ:

- усиление позиций на рынке образовательных услуг путем повышения качества услуг, рекламной деятельности;

- оказание новых услуг на уже освоенном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию Программы развития ДОУ

 

№ п/п

Направления и

мероприятия

Срок

реализации

Общая сумма расходов (руб.)

Источники

финансирования

1.

Укрепление материально-      технической базы

 

 

 

1.1.

Частичная замена асфальтового покрытия

2010-2011гг.

50 000

бюджетные средства

1.2.

Ремонт крыши

2010-2011гг.

650 000

внебюджетные средства

1.3.

Приобретение мебели:

- в группу

- в методический кабинет

2011-2012гг.

30 000

внебюджетные средства

1.4.

Приобретение физкультурного оборудования для спортзала:

- детские тренажёры (2 шт.);

- стена для скалолазания;

- батут.

2011-2013гг.

 

10 000

 

 

 

 

20 000

спонсорские средства

1.5.

Создание сенсорной  комнаты

 

2011-2012гг.

 

 

2012-2014гг.

 

15 000

 

 

20 000

спонсорские средства

1.6.

 Приобретение оборудования и инвентаря для занятий в сенсорной комнате:

- мягкое напольное покрытие;

- батут, сухой бассейн, напольные сенсорные дорожки, растение-фонтан, набор тактильных шариков, аромонабор

2012-2013гг.

30 000

спонсорские средства

1.7.

Приобретение оборудования в медицинский блок:

- облучатель бактерицидный;

- холодильник;

- электронагреватель;

- столик для процедурного кабинета.

2012-2014гг.

25 000

внебюджетные средства

1.8.

Приобретение спортивной формы для командных видов спорта

2012-2013гг.

2 000

внебюджетные средства

1.9.

Приобретение  детских костюмов для выступлений;

2011-2012гг.

3 000

внебюджетные средства

2.

Учебно-методическое обеспечение

 

 

 

2.1.

Приобретение методической литературы и дидактических пособий

2011-2015гг.

10 000

спонсорские средства

2.2.

Оформление подписных изданий

2011-2015гг.

20 000

внебюджетные средства

2.3.

Приобретение информационных стендов:

- Для вас, родители!

- Добро пожаловать в наш детский сад!

- Охрана труда.

2012-2013гг.

15 000

внебюджетные средства

3.

Организационно-методическая работа

 

 

 

3.1.

Повышение квалификации педагогических кадров и медперсонала

2011-2013гг.

15 000

внебюджетные средства

3.2.

Организация работы родительского клуба «Мамина школа»

2011-2013гг.

15 000

внебюджетные средства

3.3.

Подключение к интернету, создание сайта ДОУ

2011-2012гг.

7 000

внебюджетные средства

 

 

 

Итого:

 

 

383 000

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»